Как обычно, все рассчитано на наше невежество, а вернее, нежелание знать свои права и интересоваться правовой основой действий тех, кому доверяем власть над собой же.
Громкое слово «ЗАПРЕТ» заставляет обывателя фокусироваться именно на нем, а уже далее на том, что собственно запрещается. И, понятное дело, на подсознании у народа слово ЗАПРЕТ ассоциируется с наказанием за ослушание.
Если же внимательнее присмотреться к объекту изучения, то оказывается, что на деле все немного не так, как выдается на-гора прессой, которая так любит подавать жареное. А чем же еще подцепить читательские массы? И слово «запрет» подходит для этого как ни одно другое.
А был ли запрет?
Если быть внимательным, то документ, который подписал президент Украины 15 мая 2017 года, называется УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА УКРАЇНИ №133/2017
Про рішення Ради національної безпеки і оборони України від 28 квітня 2017 року «Про застосування персональних спеціальних економічних та інших обмежувальних заходів (санкцій)» http://www.president.gov.ua/documents/1332017-21850
Этим указом ничего не запрещается, а лишь вводится в действие другой документ: Рішення РНБО від 28 квітня 2017 року «Про застосування персональних спеціальних економічних та інших обмежувальних заходів (санкцій)».
В решении, о котором идет речь, тоже нет ни слова о запретах. Там, в общем-то, ничего интересного и лишь внизу есть две ссылки на документы в формате PDF — ФІЗИЧНІ ОСОБИ, до яких застосовуються обмежувальні заходи (санкції), и ЮРИДИЧНІ ОСОБИ, до яких застосовуються обмежувальні заходи (санкції). Именно второй документ содержит в себе информацию о тех субъектах, вокруг которых и поднялся ажиотаж.
Документ содержит 223 страницы с перечнем юридических лиц, которых коснулись санкции.
Нас интересуют далеко не все эти лица, а лишь некоторые, в связи с которыми и прозвучало слово ЗАПРЕТ. Кому не лень, листаем сразу на страницу 185 и находим позицию 422. Под этим номером расположился ТОВ «Мэйл.РУ ГРУП» (ООО «Мэйл.РУ ГРУП»).
Читаем и находим пункт 11, где и видим это страшное слово «запрет»: 11) заборона Інтернет-провайдерам надання послуг з доступу користувачам мережі Інтернет до ресурсів сервісів «Mail.ru» (www.mail.ru) та соціально-орієнтованих ресурсів «Вконтакте» (www.vk.com) та «Одноклассники» (www.ok.ru).
Если вы прочитали внимательно, запрет касается только интернет-провайдеров. И ни слова о том, что запрет касается украинских пользователей всемирной паутины. Да и не может быть такого.
Конституция Украины:
Статья 15. Общественная жизнь в Украине основывается на принципах политического, экономического и идеологического многообразия.
Никакая идеология не может признаваться государством как обязательная.
Цензура запрещена.
Государство гарантирует свободу политической деятельности, не запрещенной Конституцией и законами Украины.
Отсутствие цензуры подразумевает, что гражданин Украины несет ответственность не за то, что он читает, слушает или смотрит, а только за поступки.
Если же у кого-то в связи с изданным указом возникли иллюзии, что отныне он вправе контролировать, посещает ли кто из украинских граждан указанные в перечне ресурсы, и каким-либо образом ущемлять права этих граждан, то это заблуждение. По крайней мере, на данный момент никакой правовой основы для наказания тех, кто будет продолжать пользоваться ресурсами, попавшими в санкционный список, нет.
И давайте оставим это слово — ЗАПРЕЩЕННЫЕ. Назовем своими именами — ресурсы, к которым применяются санкции. Да к тому же санкции наложены не навсегда, а, как указано в документе, на 3 года.
Запрет на деятельность субъекта не равнозначен запрету на пользование его программными продуктами
И напоследок. Соцсети и другие интернет-ресурсы, попавшие в черный список, — это всего лишь инструмент. Для кого-то это возможность общаться с родственниками, с бывшими сослуживцами и т. п. Для кого-то — это удобная возможность вести бизнес.
Стоит ли цепляться за инструмент? К счастью, сегодня есть альтернативы тому, что отняли у украинских пользователей. Это лишь дело времени, временные неудобства.